© Сфера 2008 - 2009 рр.
© Чернигіна В.
- дизайн сайту
Усі права захищені Законом України "Про авторське право і суміжні права". Використання матеріалів дозволяється з письмової згоди авторів і обов'язковим посиланням на ресурс.

На сайті використані фото відомих моделей та фотографів. Усі фото узяті з відкритих джерел.
 
 




Гендерный изгиб



Крой андрогинной моды скрещивался в течение десятилетий. И, несмотря на то, что мы, наверное, никогда не увидим мужчину, направляющегося в офис в цветастой юбке, мы, по меньшей мере, видели мужественного парня в цветастой принтовой рубашке или галстуке.


Тело модели – высокое, худое, с длинными конечностями, узкими бедрами, маленькой грудью и задницей, другими словами, отроческое в районе 15-ти лет. Но компромисс немного неорганичен: вследствие того, что взрослые женщины никуда не могут деть грудь, бедра и ребра, определенные характеристики были взяты от парней-юнцов и наложены на взрослое женское тело. Результат – андрогинность.


Унисексуальная мода или андрогинность (по-гречески «andr» относится к «мужчине» и «gyn» - к «женщине») это слияние фемининных и маскулинных черт. Не мужчина, одетый как женщина, не женщина, одетая как мужчина, а скорее оба сразу; смесь того, что общепринято называть мужской и женской одеждой.


Источник такого идеала лежит, как минимум, в послевоенном периоде, когда большое количество мужчин было вовлечено в индустрии танца и моды – многие из них были геями. Их присутствие направило стандарты женской красоты в русло андрогинности. Хотя это, естественно, был не единственный фактор. Андрогинные женщины могли бы привлечь гомосексуальных мужчин по ряду причин, начиная с простого напоминания о мужском теле, заканчивая более сложными психосексуальными мотивами, но факт остается фактом: этот идеал – предпочтения мужчин-геев – приемлем и воспринимаем женщинами. Тем не менее, женщины не могут в реальности достичь такого идеала, и неважно, сколько они тренируются или как мало едят. Это под силу лишь некоторым.


То, что конкретные критерии определяются мужчинами, всегда было стандартным действующим процессом в нашем обществе, и в танце, и в моде, геи перенимали/придумывали эту власть и привилегию. Многие мужчины гомосексуальной ориентации в сфере балета, дизайнеры и фотографы создавали то, что им казалось притягательным и неотразимым, также как другие художники. Когда состоятельные геи презентовали свои работы, они делали вклад в стиль и стандарты искусства. Если женщина в образе молодого юноши привлекает гея, значит ракурсы фотообъектива, крой одежды и линии тела будут отражать его предпочтения. Со временем внешний образ танца и моды видоизменился под влиянием новой эстетики. И эта диспозиция не просто развивалась с течением времени, но и стала частью эстетики этих областей деятельности, какими мы знаем их сейчас. С начала эры великих кутюрье знаковыми фигурами, гомосексуальной или бисексуальной ориентации, были участники наиболее востребованных недель моды: Ив Сен Лоран, Норман Хартнелл, Реди Гернрайх (соучредитель первой американской прогейской организации), Перри Эллис (умер от СПИДа), Норман Хартнелл, Рой Хелсон Фрович, Кристиан Диор, Джанни Версаче, Валентино, Жан Поль Готье, Келвин Кляйн, Карл Лагерфельд, Марк Джейкобс, Джорджио Армани,Криштобаль Баленсиага, Александр МакКвин, Доменико Дольче, Стефано Габбана и так далее. Внушительный список составляют геи и в других профессиональных сообществах моды (фэшн-фотографы, стилисты, визажисты).


Мода как социальное явление берет свое начало в 20-х годах прошлого столетия. Женщины почувствовали себя более освобожденными от дискриминационных ограничений и стали экспериментировать с собственными гардеробами, видоизменяя мужское для более унифицированного лука. «Катарину Хепбёрн часто фотографировали в 30-ые в брюках и оксфордах 1 , а Марлен Дитрих вводила в тему «унисекса» своими костюмами, галстуками и бабочками», - говорит Палашэс. Французская модельер Коко Шанель представила костюм от Шанель в 1923 году. Он представлял собой высокую юбку по колено и прямой шерстяной пиджак с золотыми пуговицами и черной отделкой. Вид этого костюма был довольно-таки андрогинным, но сохранял четкое ощущение женственности. На самом деле современная женщина была рождена именно в то десятилетие, и фасоны того периода никогда полностью и не отбрасывались.


Уже во времена Великой Депрессии мода снова изменилась в 40-ых. Мальчуковый образ девушки-подростка уступил дорогу более мягкому силуэту и более гламурному глобальному образу. В период Второй Мировой Войны женщины носили на работе и досуге брюки своих мужей.


Последующая декада в итоге не сильно отличалась от предыдущей. Сложно было различить мальчиков и девочек. В середине 50-х годов родился рок-н-ролл, и мода уже никогда не была тождественной. Элвис Престли, Литтл Ричард и Джерри Ли Льюис обладали легкой андрогинной привлекательностью, к которой стремилась молодежь от 13 до 19 лет. Единовременная джинсовая ткань, Ливай, стала главным продуктом моды для обоих полов, частично благодаря иконам кино - Марлону Брандо и Джеймсу Дину.

Битники были детьми, были псевдо-интеллектуалами со склонностью к джазовому, арт, поэтическому и антиматериалистическому образу жизни. Их внешний вид был чрезвычайно андрогинным. Чаще всего это была униформа: водолазка, черные облегающие штаны и иногда берет, покрывающий короткую стрижку. Это поколение имело одно из самых значимых влияний на мировую моду, так как это повлияло на внешний вид «Битлз». А, как мы знаем, их предпочтения воздействовали на всю генерацию.


Произошли изменения и в 60-е годы, когда правил больше не было и новое поколение продиктовало тренды фэшн-дизайнерам. «До того момента дизайнеры изготавливали одежду, где все соответствовало гендерным ролям; женщины носили юбки, а мужчины костюмы. Самое прекрасное в предыдущих эрах то, что они завершались тем, что люди, родившиеся в период резкого увеличения рождаемости, продвигали социальные нормы», - говорит Палашэс. «Модели, такие, как Твигги, например, начали носить мальчишеские прически, а мужчины, принимая участие в идеализации хиппи, отращивали волосы аж до плечей». Рок-звезды были в перьевых боа, вышитых пиджаках, бисерных ожерельях, энергичных цветах и расклешенных джинсах. Дизайнеры быстро ухватились за этот тренд и стали создавать линии для мужчин и женщин, андрогинные, вдохновленные людьми-хиппи.


Далее мы видим ещё более гендерно изогнутую моду, благодаря иконам британской музыки, таким как Дэвид Боуи и Рокси Мьюзик, которые возглавили глэм-движение. «В то время как более крупная Америка шла по направлению традиционных брюк-колоколов и сельских топов, мейнстримная Великобритания не мешкалась, и добавляла золотой ламе 2 , блесток и перьев в существующие вещи и коллекции», - отмечает Палашэс. «И мужчины, и женщины приукрашали себя горжетками, головными уборами, шарфами и блузами Викторианского стиля». До поры до времени этот мегапопулярный тренд не был широко распространен, но затем проник в мейнстримную моду через обувь на платформе и широкие, расклешенные штаны, которые были в шкафах у обоих полов. Эти необходимые моде вещи перешли и в диско-образ 1977 года. В том году в классическом фильме Вуди Аллена появилась Энни Холл. Энни (Дайен Китон) взошла на экран в мужской рубашке на пуговицах, жилете и галстуке. Наравне с длинной юбкой, это был унисексуальный фэшн в самом лучшем проявлении. Холл успешно смешала маскулинность с фемининностью так, чтобы ни один из элементов не перевесил другой.


В 80-х женщины начали перемещаться из секретарской заводи в позиции топ-менеджмента, и унисексуальная мода снова вызвала изменение в сознании общества. «Полномочный» наряд включал в себя элементы мужской одежды с традиционно женской одеждой. Наверное, наиболее ярким примером этого тренда был женский должностной костюм. С широкими плечевыми подкладками, эти пошитые пиджаки сочетались с подогнанными юбками по колено или широкими брюками, а также с доверху застегнутыми блузами. Обычно в образе был акцент на брошь или платок, которые однозначно придавали женственности, но обладал мужским оттенком. Должностной костюм умер к концу десятилетия, но концепция сочетания пиджака с брюками осталась в качестве популярного тренда для офиса и повседневной одежды. Мы также могли видеть сдвиг в моде из-за МТВ, «Кто же лучше, чем «матириал гёрл 3 » – Мадонна – чтобы уж полностью встряхнуть модную индустрию; привнося микс из чрезвычайной женственности, подтяжек и мальчуковых рубашек», - говорит Палашэс. «Мадонна и Нью Вейв Мьюзик привнесли панк на передовую линию моды, арта и музыки».



В то время как тренд унисекс не был доминирующим в 90-ые, он медленно вполз в моду в новом тысячелетии, и этот сезон не стал исключением. «Самое решительное и наиболее многогранное применение андрогинности лежит в костюме и его составляющих», - говорит Палашэс - независимый модный стилист Сиэттла. Барберри, Марни и Гуччи продемонстрировали храбрые, унифицированные смокинги и костюмы на подиумах Осени 2009.


Комм де Гарсон, Диор и Арман Баси Ван для создания лука 4 используют крепкие кожаные бомбер-куртки, вздымающиеся дроп-кротч5 штаны и оверсайзд 6 одежду, поддерживаемую блестящими поясами. Хельмут Ланг показал нам отличные примеры т-силуэтов блейзеров и жилетов с преувеличенными плечами и по длине, и по ширине.


Считается, что магией супермоделей прошлой эры явялется как раз умопомрачительная способность жить перед камерой на 100 % и в женском образе, и в мужском образе. Самым ярким примером проявления успешной и органичной андрогинности признается Линда Евангелиста. Её мужской юношеский лук можно увидеть на обложках многих ретро-глянцев, таких как Elle, Top Model и т.д.


Что же происходит в середине нашего десятилетия. С одной стороны модели сами приобретают андрогинный лоск. Да и не не только модели, но и другие знаменитости. С другой стороны, профессионалы сферы моды нещадно эксплуатируют образ мальчико-девочки, по которому невозможна, да как будто и не требуется, идентификация половой принадлежности. Их цель не в коем случае не в том, чтобы заставить фэшенистов комментировать кажущееся несоответствие, это просто эксперимент смешения пониманий, какую одежду принято носить мужчинам, какую – женщинам. Эксперимент зачастую удается.


Однако иногда чрезмерное увлечение приданием образу половой противопложности становится-таки трагедией. Модные критики ставят фотографу Марио Тестино и стилистке Эммануель Альт «двойку» за фотосет, который носит название «Как брат и сестра», за непримеримого андрогина из топ-модели сегодняшнего дня Анны Селезневой. Люди говорят, что здесь она вызывает педофилический спазм. Обратную реакцию получил Марк Джейкобс, известный дизайнер, открытый гомосексуал. Критики терпеть не могут его грубые, вызывающие, перенасыщенные рекламные кампании. Но в этом случае он произвел положительное впечатление. В рекламной кампании Кола Мора в коктейльном платье фотографировал Юрген Теллер. Образ был взят из классического кинофильма «Завтрак у Тиффани».

Андрогинность как способ выражения дала дополниетльную возможность лесбиянкам в моделинге «выйти из шкафа». Так некоторые остригли волосы, носят мужские майки и выглядят совершенно сексуально.


Искусство унисексуального туалета заключается в том, чтобы взять элементы гардеробов противоположных полов и интегрировать их в единое целое. Это скользкий спуск, но если осуществить его грамотно, то это – единственный путь сделать отважное заявление и выделить себя из массы. «Безопасное начало – это одеть мужской костюм с жилетом и прочим, затем скомпоновать его с шифоновым блузоном и тонким ремнем под грудь. Или сочетать объемное платье с черными леггинсами, военными бутсами и мужской майкой», - предлагает Палашэс. «Сфокусируйте внимание на одной или двух зонах различения – слишком много конкурирующих слоев могут в мгновенье ока превратиться в драму».


Андрогинная мода освобождает от социальных ограничений, поскольку просто предоставляет еще один выбор. Кроме того это невероятно весело – экспериментировать с разными комбинациями. И это то, чем должна быть мода – забавлять.








© Tony Engelhart «Gender Bending», 2009
http://fashionevolution.net/?p=205
Перевод на рус.и фотографии – Катана
----------------------------------------------------------------------------------
1 Oxfords – «оксфорды» - «бэлморалы» - шнурованные кожаные полуботинки, как правило, мужские.
2 Ламе – парчовая ткань с вкраплениями блестящих нитей, используется для пошива вечерних туалетов.
3 «Material Girl» - «Корыстная Девушка» - второй сингл Мадонны альбома «Like a Virgin» - «Как Девственница».
4 Look – «лук» – облик, образ, в первую очередь, акцентный одеждой.
5 Drop-crotch – дроп-кротч – висячие штаны «с мотней» - афгани.
6 Oversized – «оверсайзд» – на размер/несколько размеров больше – стиль, пришедший из рэп-культуры.