Фешн-революція. Історія міні-спідниці

60-ые года прошлого века стали политически ответственным десятилетием революции и изменений. Аполлон 11 стал первым аппаратом, приземлившимся на Луне, Акт о Гражданских Правах 1964-го стал законом, Вьетнам взбушевался, Битломания охватила мир, противозачаточные таблетки ударили по рынку, и новый культ юности, так называемый, «Молодежетрясение» полностью захватил многие сферы жизни. Среди этих драматических политических и культурных изменений появилась одна из самых живучих и спорных икон эпохи: мини-юбка (или мини юбка).

Существуя, неожиданно, с древних времен этот маленький и сексуальный кусок ткани воплотил некоторые наиболее очаровательные парадоксы нашего времени, так как она предлагает и эмпауермент 1 и ранимость, независимость и желание нравиться, попытку скрыть и показать, зрелость и игривость, освобождение и эксплуатацию. Одновременно осуждена и любима, мини-юбка разразилась среди политического пейзажа, и женщины внезапно обратили внимание на то, что было спрятано годами – женские ноги.

В Начале Была… Мини-юбка

Высоко в горах в одной из старых европейских деревушек археологи недавно раскопали древние статуэтки, датируемые между 5400-4700 годами до нашей эры. Следует отметить не только возраст этих статуэток, но также и то, что женские фигуры выглядели красиво одетыми в мини-юбки, не отличимые от модных мини-юбок 60-х, побуждающие некоторых ученых допускать, что они были распространены в ранних цивилизациях (Дарбишер 2, 2007). Интересно, что статуэтки – не просто доказательство «античной мини-юбки». Например, древняя египетская фреска изображает танцовщицу-акробатку, одетую в мини-юбку, по-видимому, из хлопка, которая показывает и ее бедра, и ее ноги (Гандолфи, 1989).

Юбки 21 Столетия и Посев Зерен Перемен

01

Наравне с тем, что мини-юбка существует так же долго, как и цивилизация, наверное, только недавно она вызвала мощные политические и культурные последствия. В середине 19 века, женщины в Европе и Америке в общем считались более слабым и уязвимым полом. Политика, бизнес и физическая активность были опасными для женщин, и узкие корсеты с длинными, ограничивающими юбками, как правило, отражали эти убеждения (Уивер, 2003).

После Первой Мировой Войны, однако, достижения женской эмансипации и послевоенного эскапизма3 привели к стилю «флэппер»4, андрогинный стиль с подолом до колена. После перехода к более сдержанной длине по икры в ранние 30-ые, подол поднялся к линии чуть ниже колена в период Второй Мировой Войны, частично обязанный обязательному нормированию ткани в период войны (Ленэрт, 2000).

После завершения ограничений военного времени на одежду, женщины были готовы к элегантности и женственности, и модная индустрия стала рекламировать «Нью Лук»5, представленный Кристианом Диором. «Нью Лук» был зрелым и утонченным, с преувеличенным силуэтом «песочные часы» и длинными, льющимися линиями (Стил, 1997). В то время как «Нью Лук» отражал консьюмеризм 6 «лучших лет нашей жизни», что последовал после Второй Мировой, «тэдди бойз»7 и битники Бит Поколения уже сеяли семена неудовольствия материализмом 50-х – неудовольствия, которое нашло голос поддержки в 60-ые, и заметно изменило линии навсегда (Рейлли, 2003).

01

1960-ые и Политика Мини-юбки

Тинэйджеры Создали Свое Собственное Политическое (и Модное) Пространство

До 60-х молодые женщины считали нужным одеваться в стиле своих матерей, который был обычно неточно основан на Парижском «кутюр». Например, не позже 1962-го каталог Сирс изобразил матерей и дочерей в образе «подружек-рукодельниц», которые были осчастливлены тем, что на них были одинаковые платья. Вернувшись назад к концу 50-х, английский дизайнер Сэлли Таффин отметил: «Не было вообще никакой одежды для молодежи. Была только, такая, как на их мамах» (Стил, 1997).

01

Однако к 1960-му вскрылись молодежные протесты и требования индивидуального выражения, что вызвало то, что молодые совершеннолетние люди приобрели осознанное понимание себя как отдельной объединенной группы, которая способна реагировать на политические события иными способами, чем делали их родители (Которн, 1999).

Юноши и девушки больше не ощущали в себе потребности следовать правилам буржуазной морали и манерам, которые они воспринимали как лицемерные и основанные на двойных стандартах. Поскольку эта политическая субстанция зарабатывала голоса, они создали пространство для новой и особенной моды, которая воплотила не родительские, а их собственные политические взгляды.

Мини-юбка как Выражение и Орудие Феминизма 60-х

Растущая осведомленность о феминизме также выстелила дорожку для другой женской моды. Например, в 1963 году американка Бетти Фридман издала книгу «Женская Загадочность», которая раскрыла противоречия мифа счастливой домохозяйки и выразила желание женщин попробовать другие роли. Кроме того, в 60-ые наблюдалось заметное увеличение количества женщин, поступающих в университеты и устраивающихся на работу, особенно, с наступлением эры «временных сотрудников» 8, которая позволяла большую гибкость в том, когда и где женщина желала работать.

Это десятилетие также пережило прохождение ряда законов, которые помогли защитить и прямо наделили правами и замужних, и разведенных женщин (Даймонд и Даймонд, 2006). Возможно, самым важным было появление таблеточной контрацепции, которая убрала страхи беременности и сопроводила сексуальную революцию (Которн, 1999). Образ женщины начал существенно смещаться от образа жены и матери к молодой, незамужней, беззаботной девушке, гордой своей сексуальностью и уверенностью в собственных силах. Мини-юбка выразила – и служила инструментом для этого – растущее женское движение.

Новый Класс Молодого Консюмеризма

Молодое поколение без сомнений росло бунтующим и четко выражающим свои мысли – и с таким количеством денег, как никогда. Молодые люди вдруг стали крепким классом потребителей, которым требовалась мода, отвечающая духу молодости. Следовательно, целая структура устройства моды была поставлена под вопрос молодежью на улицах, и престиж «кутюр» подвергся атаке или, что еще хуже, стал казаться неуместным (Которн, 1999). Дизайнеры-выскочки и вновь открывающиеся бутики стали удовлетворять прихоти молодежного рынка, который в тот момент мог купить всё, что ни пожелает; и стареющих женщин, которые начали из кожи вон лезть, чтобы быть похожими на своих дочерей.

«Мать Мини-юбки»: Мэри Квант

01

Когда молодая дизайнер-парвеню 9 Мэри Квант открыла свою лавку «Базаар» в 1955 году на Кингз Роад (место тусовки модов10 и рокеров), она была готова возглавить фэшн-революцию. Без всякой практики в сфере моды, но с рукой на пульсе ежедневной уличной моды, она представила характерный отход от модных традиций. Она стала продавать одежду, которая отражала идеи актуальной молодежи и не имела ничего общего с признанными Парижскими домами мод (Ленэрт, 2000).

И в тот момент, когда она подняла подолы юбок в 1965 году на несколько дюймов над коленом, родилась мини-юбка. Названная в честь её любимого автомобиля – Мини, мини-юбка обрела мгновенный успех и охарактеризовала дух Лондона середины 60-х; свободный, энергичный, молодой, революционный и чуждый условностям (Даймонд и Даймонд, 2006).

image description

«Создатель Мини-юбки»: Андрэ Куреж

Квант, наверняка, заслужила первостепенный, но не эксклюзивный пьедестал мини-юбки. Некий французский дизайнер также схватил дух эпохи и сделал для Франции то, что Квант сделала для Англии (и Америки) – Андрэ Куреж. Хотя он начал свой эксперимент с линиями позднее 1961-го, Куреж продемонстрировал футуристические, по-современному минималистические платья, скандально ниспадающие над коленом, в конце 1964-го. Как и Квант, Куреж шокировал фэшн-мир. Но в отличие от нее, он тяготел к дизайну более изысканных и взрослых юбок, которые, в свою очередь, помогли сделать мини-юбки приемлемыми для французской высокой моды (Которн 1999).

Одновременно с тем, как Куреж позже утверждал, что он изобрел мини-юбку, Квант опровергала его заявления словами: «Ни я, ни Куреж не создали мини-юбку в любом случае – это сделали те девушки, которые ходили в них по улице». Несмотря на то, что дебаты между ними были довольно забавными и многие теоретики склонялись к тому, что дело именно в юбке, и Квант, и Куреж предопределили тренды ранних модных домов и оба ухватились за преимущества великих социальных перемен, происходивших вокруг них. Неважно, кто действительно «придумал» мини-юбку, оба дизайнера достойны признания за внесение революционных идей и обогащение мира моды дерзкими линиями края одежды (Даймонд и Даймонд, 2006).

Мини Становится Интернациональной

Влиятельная позиция Квант в сердце «свингующего Лондона», авторитет Курежа в более утонченном парижском мире моды, нелиняющая ткань мини, подходящая для покупок занятыми девушками-тинейджерами – помогли мини-юбке стать крупным международным трендом.

01

Международное признание мини-юбки помогла также обеспечить Джин Шримптон, популярная модель, невольно устроившая мировую суматоху в конце 1965-го, когда одела мини-юбку без чулок, шляпы и перчаток на Мельбурнском Кубковом Карнавале11 в Австралии (Стил, 1997). Классическое фото того дня изображало яркий контраст: позади молодой, беззаботной красавицы Шримптон была группа неодобрительных женщин среднего возраста, одетых в очень характерные костюмы-двойки и в жемчужных украшениях. Очевидное равнодушие Шримптон к сдержанному устоявшемуся положению сделало модное устанавливающее тренд-заявление в отношении всего мира (в некоммунистических и немусульманских странах, по крайней мере).

Оснащение Мини-юбки Аксессуарами

Мини-юбка вызвала не только нравственное порицание, но также за ней последовало создание модных аксессуаров. Таких как: застегивающиеся на молнию высокие сапоги из стретч-винила («кинки»12 или стриптизные сапоги Курежа). Трико и колготки вытеснили неудобные нейлоновые чулки и стали фэшн-явлением по праву. На самом деле именно трико и колготки сделали мини-юбку возможной, потому что они освободили женщин от подвязок и от попыток сохранить прямые линии старомодных чулок (Олсен, 1999).

К концу 1960-х мини-юбки стали делать из прозрачной ткани и других неплотных материалов – которые, в свою очередь, также сделали нижнее белье важным новым атрибутом моды.

«Лук Лолиты»

01
Иронически полная сексуальность мини-юбки в период 60-х повлияла и на образ «школьницы», и Лондон стал узнаваемым в качестве практически эксклюзивного снабженца молодых девушек в возрасте от 15 до 20 лет. Модели всех популярных подиумов и глянца были типично худощавыми и андрогинными, с не совсем половозрелыми фигурами. Даже муж и партнер Мэри Квант, Александр Планкет-Грин, указал «Роллинг Стоун» в 1987 году на то, что: «В то время был некий педофилический элемент в этом» (Которн, 1999). Несомненно «лук Лолиты» был везде, и модницы 50-х, «на шпильках и с буферами», выместились лондонскими девочками с детскими фигурками и «невероятно длинными ногами» (Которн, 1999).

Наиболее популярной моделью той эпохи была семнадцатилетняя Твигги (Лесли Хорнби), которая носила короткую мальчишескую прическу, у нее были бледные губы и тощая фигура (ростом 5’7’’ = 170 см и весом 99 фунтов = 45 кг). Даже несмотря на то, что мини-юбка изначально была выражением индивидуальности, женщины и девочки копировали геометрический боб Твигги от Видал Сассун и ее массивно изрезанные ресницы в попытке достичь взгляда доверчивой, маленькой девочки. Когда молодые девушки копировали модный застенчивый «раздробленный» образ Твигги, говорили, что они походили на маленьких магазинных кукол или манекены (Уайт и Грифитс, 2000). Неудивительно, количество случаев диетических прихотей и пищевых расстройств в ту декаду резко увеличилось (Ленэрт, 2000).

Закат Мини в конце 1960-х

01
Период мини-юбки «свингующих 60-х» длился до конца десятилетия. В течение этого времени фэшн-дизайнеры создали несколько новых и экстремальных вариаций, чтобы сохранить живой интерес. Например, Пако Рабанн выпустил свою пластиковую кольчужную мини в 1966 году и затем одноразовое мини-платье. Несмотря на такую креативность, мини-юбка в конечном счете выпала из строя моды, когда разочарованность вокруг Вьетнама13 стала более широко распространенной и будущее стало выглядеть менее позитивным.

Вместе с увеличивающимся политическим упадком мода стала немного более ностальгической, и одежные линии вернулись на уровень лодыжки в 1969 в, так называемый, стиль «макси». Это была самый низкий край одежды с 1914 года (Которн, 1999). В дополнение, хоть мини-юбка в начале, считалось, освобождала женщин от ограничений, но развитие термина «куколки» склонялось к изображению женщин того времени, и феминистки стали осознавать, что мини приобрела большой потенциал стать эксплуатирующей, нежели освобождающей (Рейлли, 2003). Параллельно с феминистическим движением полным размахом к концу 70-х, мини-юбки (чьи подолы, в любом случае, не могли двигаться ни в каком направлении, кроме как вниз) впали в немилость.

Панковое Возрождение Мини в конце 1970-х

01
В то время как мини-юбка вышла из моды в конце 70-х, движение панков в конце десятилетия помогло возродить ее, частично благодаря женщинам рок-звездам, таким как Дебби Харри (Блонди), которая любила надевать мини на сцену. Панков мотивировала анти-мода. Они пытались избегать мейнстримовых трендов, которые считались буржуазными, вежливыми и чересчур терпимыми.

Под влиянием панковых дизайнеров – Вивьен Вествуд и Малколма МакЛарена, например – их магазин «СЕКС» продавал моду, мини перевоплотилась в черной коже и поливинилхлориде. Мини также тогда часто носили с порезанными колготками в сеточку. Она приобрела легкий «трэш» оттенок, который отразил позиции «пофигизма» (Которн, 1999). По ироническому трюку моды, однажды облик панка был подхвачен дизайнерами, с тех пор рамка анти-государственного движения панков сама стала мейнстримом.

80-ые и 90-ые: Корпоративная Мини-юбка

01
Эти два десятилетия предрекли возвращение более женственных фигур в контрасте с юношеской андрогинностью 60-ых. Мини охотнее предпочла исчезновению включение в состав нового, широкоплечего, «должностного» делового костюма для женщин, в традиционную тонкую полоску или шерстяного – украшенного камнями (Которн, 1999). Популярные героини телевизионных комедийных шоу, такие как Керри из «Секс и город» и Хизер Локлир из «Мэлроуз Плэйс» помогли мини-юбке предстать сексуальной – и умной (Даймонд и Даймонд, 2006).

Мини-юбки больше не считаются подходящими только для тинейджеров. Они также стали мощным заявлением со стороны утонченных, длинноногих, компетентных женщин около 30-ти, которые держали под полным контролем свою незамужнюю жизнь.

Мини по Всему Миру

01
В большинстве своем мини-юбка была признана в западном мире; однако, не все страны и культуры приняли короткую юбку. Во многих африканских государствах мини воспринимали только как порочное влияние Запада, презрительного к современному миру.

Например, в Танзании в 1968 году по меньшей мере одну барменшу забросала камнями толпа, которая не одобрила общим мнением краткость и узость мини-юбки (Росс, 2008). Их политики утверждают, что распространение СПИДа будет сдержано, если женщины перестанут носить мини-юбки («Все в Наших Руках»). И только в этом году строгий мусульманский отец нанял убийцу, чтобы убить свою 21-летнюю дочь, потому что она отказывалась прекратить носить мини-юбки. После того, как он заплатил преступникам эквивалент около 3000 долларов, они похитили ее и застрелили выстрелом в голову на окраине Санкт-Петербурга, Россия («Убита дочь»).

Мини-юбки 21-го Столетия

Несмотря на то, что мини-юбка столкнулась с осуждением и даже насилием, крошечные юбки не подают сигналов к исчезновению. Наоборот, мини широко фигурирует на западных подиумах и в модных журналах – и она короче, чем когда либо. Телефонная компания Самсунг даже представила новый мобильный телефон под названием «Сезон Мини-юбки 2», который вовсе не выглядит в ключе мини-юбки, нацелен на женщин, которые любят «Говорить, Играть, Любить» (Эванс, 2000). Мини-юбка – известная под разными именами «микро-мини», «ламбрекен» или «садо-мазохистская» юбка – она продолжает занимать пленительное и парадоксальное пространство в мире моды, так как она дразняще пытается одновременно и скрыть, и освободить. Во всех своих противоречиях и перерождениях, мини до сих пор возбуждает, привлекает и требует внимания, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин.

© “Fashion Revolution. A History of the Miniskirt”, 2009
http://www.randomhistory.com/2009/05/25_miniskirt.html
Перевод на рус. и фотографии – Катана

———————————————————————————-
1 Empowerment – «эмпауермент» – усиление влияния женщин на характер власти.
2 Оригинальный англоязычный текст дает перечень ссылок, откуда взяты некоторые утверждения, с указанием фамилии человека и годом его/её исследований, или с названием статьи. Соответственно, подобные обозначения присутствуют и в русском тексте.
3 Escapism – «эскапизм» – стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий.
4 Flapper style – стиль «флэппер» – стиль нового молодого поколения женщин, которые носят короткие юбки, короткие прически, слушают новый джаз и щеголяют своим презрением к тому, что считается приемлемым поведением. Первое упоминание слова и образа в США произошло в популярном фильме «Флэппер» 1920-го года, где снялась Олив Томас.
5 «New Look» – «Нью Лук» – легендарный образ 1947-го года, созданный мэтром Кристианом Диором. Суть этой моды выражалась в девизе: «Да здравствуют грудь, талия и бедра!»
6 Consumerism – «консюмеризм» – движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.
7 «Teddy boys» – «тэдди бойз» – происходит от общества эдвардианского облачения (T.E.D.S), в которое входили члены высокого общества всех возрастов, носящие, подобно принцу Эдуарду, смокинг, котелок и трость. Такой облик «уличного розлива» сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротничком, брюки-дудочки, галстук-шнурок, стрижки коки.
8 8 «Temp agency» – «временные сотрудники» – понятие, обозначающее сотрудников, которые расторгнут с работодателем трудовые отношения по прошествии определенного срока. Иногда такие сотрудники называются «контрактные» или «сезонные», или «фрилансеры», или «временные». Например, сельскохозяйственных работников обычно относят к обозначенному типу. Также иногда подобное выражение относится к сотрудникам-консультантам, которые привлекаются к сотрудничеству на непостоянной основе.
9 Парвеню – человек незнатного происхождения, добившийся доступа в аристократическую среду и подражающий аристократам в своем поведении, манерах.
10 «Mods» – «моды» – британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг. Моды пришли на смену тэдди-бойз, и позже от среды самых радикальных модов отпочковались субкультуры как британских хиппи, так и скинхедов. Отличительной чертой модов было их особое внимание к внешнему виду и любовь к музыке.
11 O«Melbourne Cup Carnival» – Мельбурнский Кубковый Карнавал – грандиозное празднование турнира национального жокейского клуба.
12 «Kinky» – «кинки» – один из переводов с англ. «гомосекусуальный», «лесбийский». Термин «кинк» или «кинки» используется для обозначения широкого круга сексуальных практик (бондаж, доминация, связывание, подчинение и т.д.) и сексуального фетишизма. В данном контексте соответствующий тип сапог.
13 Считается, что десятилетие 60-х для американцев было десятилетием «разочарования». Это связано, в том числе, с войной во Вьетнаме. Как известно, американские власти, поддержав Южный Вьетнам, приняли решение о бомбовой атаке Северного Вьетнама, что вызвало массовые общественные протесты, превратившиеся в марши несогласных и сотни пострадавших американских граждан. По некоторым данным в этой войне погибли около 60 тысяч американских солдат, 3-4 миллиона вьетнамцев с обеих сторон и 1,5-2 миллиона лаосцев и камбоджийцев.